Москва глазами студентов: «Инженерное чудо Москвы»
Со столицей нашей Родины многие знакомы. Чаще всего представление о Москве складывается из посещения нескольких популярных достопримечательностей. Причем, на одну из главных, что удивительно, практически никто не обращает внимания. – Почти каждый гость побывавший в этом городе пользовался таким видом транспорта как метрополитен, совершенно не задумываясь, насколько это уникальный и интересный объект. Благодаря ознакомительной поездке, которую организовала наша кафедра, нам посчастливилось окунуться в историю и мифы московского метрополитена.
Увлекательную 3-х часовую экскурсию «Инженерное чудо Москвы» для нас провел исследователь истории московского метро Иван Васин. То, насколько Иван увлечен и осведомлен в этой теме, просто поражает. Он познакомил нас с информацией, связанной не только с техническими и архитектурными особенностями метро, а также поделился многими секретами и легендами, возникшими за всю историю существования этого объекта. Достаточно продолжительная экскурсия по ощущениям пролетела очень быстро, и все благодаря интереснейшим и познавательным рассказам нашего экскурсовода.
Началось наше увлекательное путешествие со знакомства со станцией «Комсомольская». Это одна из первых станций метро, имеющая выход к Ярославскому, Казанскому и Ленинградскому вокзалам. Она сразу же нас поразила грандиозностью, помпезностью, сочетанием элементов классицизма, ампира и московского барокко. На станции располагаются 68 восьмигранных колонн, аркады, включающиеся в себя два ряда колонн, соединенные изящными арками. Патриотическая тема, связанная с победой в Великой Отечественной войне, отражается в богатстве декоративного убранства и цветовом решении. Особое наше внимание привлек потолок станции, украшенный восемью мозаичными панно из смальты и ценных камней. Шесть мозаик изображают великих русских полководцев, а еще две были заменены после развенчания культа личности Сталина.
Помпезная архитектура станции «Комсомольская»
Следующая станция, которую мы посетили, это станция «Красные ворота», которая отличалась лаконичностью и уже более осовремененной архитектурой. На этой станции начал работать первый в московском метро турникет. Особое наше внимание привлекла станция «Таганская», зал которой украшен стрельчатыми нишами с майоликовыми панно военной тематики и оригинальными люстрами, висящими по оси сводов в центрах ромбических кессонов.
Майоликовые панно на «Таганской» станции
Не меньший интерес вызвала станция «Маяковская», которая в годы Великой Отечественной войны использовалась как бомбоубежище. Архитектурный стиль станции отличается изяществом и легкостью, немного напоминая «ар-деко». Колонны и арки станции впервые в московском метро отделаны полированной рифлёной нержавеющей сталью, благодаря которой можно бросить монетку с одной стороны, а она приземлится с другой стороны арки. Со станцией «Маяковская» связано несколько городских легенд. Одна из самых интересных рассказывает, что стальные дуги в отделке колонн станционного зала сделаны из ребер первого дирижабля, поднявшегося над Москвой.
Отделка колонн и арок полированной рифлёной
нержавеющей сталью станция «Маяковского»
Наиболее запоминающимися из станций метрополитена стали «Новослободская», «Киевская» и «Площадь революции». Одной из наиболее старых станций является станция «Новослободская», построенная в начале 50-х годов прошлого века. В настоящее время её украшают 32 оригинальных витража из разноцветного стекла внутри пилонов, обрамлённые сталью и золочёной латунью и освещаемые изнутри. Причудливое сочетание разноцветных стёкол образует подобие фантастических цветов, растений, звёзд. Пилоны станции украшены белым мрамором. Пол выложен белыми и чёрными гранитными плитами, размещёнными в шахматном порядке. Торцевую стену станции украшает сделанное по эскизу Павла Корина мозаичное панно «Мир во всём мире», на котором изображена счастливая мать с ребёнком на руках. «Киевская» станция своим названием обязана своему месторасположению — прямо под площадью одноименного железнодорожного вокзала. Сейчас данная станция, отличающаяся ярким оформлением, смело может считаться одной из самых красивых в Москве. Сочетание богатейшей лепнины, облицовки из мраморных плит и красивых светильников с довольно большими плафонами как нельзя лучше способствует приданию станционному залу праздничной атмосферы. Белоснежный свод подземного зала поддерживается рядами пилонов. Боковой и средний пассажирские залы соединяются между собой арками, которые обрамляет лепнина.
Смальтовое панно «Мир во всём мире» станция «Новослободская»
Мартовским днем 1938-го года в Москве открылась удивительнейшая станция столичной линии метро — «Площадь Революции». На этой станции установлены 76 бронзовых фигур скульптора Матвея Манизера, изображающих советских людей различных периодов. Скульптуры размещаются согласно хронологическому порядку, начиная от октябрьской революции и заканчивая декабрем 37-го года. На станции представлены 20 разных образов, причем 2 из них повторяются дважды, а 18 — четырежды. Довольно интересно то, что из-за ограниченности сводчатого объема арочных проходов практически все фигуры (за исключением пионеров) изображены сидящими, вставшими на колено или же пригнувшимися. Среди москвичей и гостей славной российской столицы «скульптурная галерея» на станции метро «Площадь революции» всегда пользовалась повышенным вниманием. С ней даже связан целый ряд своеобразных традиций. К примеру, начиная с 1938 года во времена сессий к скульптуре пограничника с собакой студенты, в буквальном смысле слова, выстраиваются в живую очередь. Каждый старается прикоснуться к собачке, потереть ей нос или лапу. Говорят, это действительно приносит удачу! Ножка ребенка на руках у мужчины – еще один талисман удачи. К ней прикасаются все, чьи желания так или иначе связаны с детьми. Кроме этого многие верят, что исцелить несчастную и безответную любовь поможет прикосновение к изящной ножке юной студентки.
Пограничник с собакой на станции «Площадь революции»
Больше половины московских жителей пользуются метро каждый или почти каждый день. Они проводят там от часа до трёх часов в сутки. На нем можно быстро и удобно добраться от любого одного до любого другого места, им охваченного, за один рейс, не выходя на поверхность. Новые жители города, прежде всего, узнают Москву подземную, как опытные моряки узнают каждую страну только по виду с побережья. Теперь и мы знаем, что метро – это больше, чем общественный транспорт!
Наталья Кислинская,
студентка группы УН-43