Театральная Россия: «Бердичев»
18 мая 2016 г. в студенческом дворце культуры БГТУ им. В. Г. Шухова в рамках всероссийского проекта «Театральная Россия» преподаватели кафедры экспертизы и управления недвижимостью посмотрели в режиме онлайн спектакль «Бердичев» в исполнении актеров московского академического театра имени Владимира Маяковского.
Пьеса советского эмигранта Фридриха Горенштейна задевает в душе самое потаенное. Вызывает в памяти ушедших родных, детских друзей и уже несуществующую страну. Но самое главное, — она рассказывает о том, что важно во все времена, — семье и доме.
Через спектакль проходит история некогда еврейского городка Бердичева в Житомирской области с его страшным прошлым, тяжелым настоящим и горьким будущим (когда-то здесь жили 23 тысячи евреев, после войны осталось 15, сегодня живет всего 300). Казалось бы, речь об ужасах истории. Но режиссер Никита Кобелев акцент делает на другом. Исторический контекст ему важен, но он не смыслообразующий. В разговоре с прошлым и о прошлом, Кобелев пытается задать вопросы о течении человеческой жизни вообще. Как именно она движется и зачем.
История сестер Рахили и Злоты — это история о беспрерывных семейных скандалах из-за ерунды и одновременно история о безусловной любви между родными людьми. О невидимой семейной связи, которая побеждает и горе, и разлуку, и ненависть, и смерть. У Рахиль на войне погиб муж, осталось две дочери. Растит она их одна, потом выдает замуж. А дальше — перепалки с бездетной и живущей тут же, в коммуналке, сестрой. Ссоры с мужем одной дочери, тяжелые разговоры по телефону с другой, бесконечное ожидание встречи и суетливое копошение на тему обеда-ужина. Яркого финала у неяркой судьбы нет. Вся актерская команда работает очень сильно — чего стоит одна только речь всех действующих лиц, окрашенная «еврейством»!
Стоит отметить игру Александра Паля. Молодой артист в спектакле стал Вилей, племянником главных героинь (этот образ Горенштейн писал с себя). Порывистого мальчишку мало кому заметной душевной глубины он как будто даже не играет. Его феноменальная органичность убеждает каждого сидящего в зале, — Виля любит этот несчастный Бердичев и знает, что ему приходит конец. В будущем ведь растворяется всё — и города, и люди, и беды (и еврейские, и все остальные). Бердичев в спектакле Кобелева вообще, похоже, символ. Чего-то мифического, уже ушедшего, но еще живого в памяти. А пока жива память, ничто не умрет.