Неклассический «Онегин»
16 декабря 2015 г. в 19:00 в студенческом дворце культуры БГТУ им. В. Г. Шухова в рамках всероссийского проекта «Театральная Россия» белгородцы одновременно со столичными зрителями смогли посмотреть в режиме онлайн спектакль «Евгений Онегин» в исполнении актеров государственного академического театра имени Евгения Вахтангова, режиссер Римас Туминас.
Увиденный спектакль вызвал много споров. Но общая картина такова – есть зрители, которых он привел в полный восторг, и зрители, неприемлющие эту постановку, посчитавшие, что великое произведение А. С. Пушкина жестоко искажено. – Две крайности, золотой середины нет. Это свидетельствует о сложности и неоднозначности постановки, непременно заслуживающей внимания.
Крайности, противоречия, споры… Но, как известно, в споре рождается истина. Похоже, родилась она и в дискуссиях преподавателей кафедры экспертизы и управления недвижимостью.
Этот спектакль нельзя смотреть с позиций классического прочтения «Евгения Онегина», а стоит разрешить себе окунуться мир метафор, намеков, ассоциаций, поскольку в постановке были показаны не характеры героев, а мир их обнаженных чувств. Например, перед нами не молчаливая, застенчивая, тихая Татьяна, а Татьяна, сотканная из той бури чувств, которые наполнили все ее существо, когда она полюбила, полюбила безответно. Которые не имели выхода, сохраняя в реальности ее милый, спокойный образ, но внутри извергались вулканом. Эпизод метания героини по сцене с кроватью в руках ярко передает душевное и физическое состояние Татьяны, особенно в первые дни влюбленности.
Изобилие талантливой пантомимы, когда без слов становятся понятны мысли, во многом дало возможность режиссеру передать такое многоплановое сложное произведение на театральной сцене. Удачна символичная раздвоенность главных героев. Множество невидимых образов гармонично заполняли сцену. Откуда в романе хоровод воздушных танцующих девушек? – Так это мысли, постоянно сопровождающие героев. А сцена, когда эти девушки подбегают к Онегину и разрывают на куски письмо Татьяны? – Это олицетворение презрительного прочтения и насмешки над трепетным, искренним, сердечным признанием. А что за взлохмаченное существо с домрой, постоянно присутствующее у ног Онегина? – А это его исковерканная судьба. А Ольга с аккордеоном? – Это ее легкая, поющая, веселая душа. Удивила сцена, когда Татьяна пряталась под скамейку, услышав шаги Онегина в саду. – Это отражение того трепета, волнения и страха перед неминуемым объяснением с Евгением после ее признания. – Спектакль в стиле импрессионизма – сотканный из чувств, эмоций, впечатлений, неожиданностей и интересных режиссерских находок.
Хвалить или ругать, смотреть или не смотреть – выбор каждого. Верно одно, спектакль заставляет думать, спорить, удивляться, расширяет границы восприятия, рождает новые взгляды на привычные вещи.
М. А. Щенятская, доцент кафедры ЭУН